Инспекторы исключили из внереализационных расходов компании 40 млн рублей. Товары фирмы на указанную сумму были потеряны при морской перевозке и в ДТП, после чего налогоплательщик признал их в составе статьи «Чрезвычайные расходы, потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.».
Судьи трех инстанций и ВС РФ поддержали довод налоговой о неправомерности такой квалификации.
Фемида отметила, что в отношении потери груза при перевозке морским транспортом компания не доказала, что судно было затоплено в результате стихийного бедствия или наступления иных чрезвычайных обстоятельств. Значит, убытки возникли по вине перевозчика и вследствие неисполнения им взятых на себя обязательств, в том числе по обеспечению сохранности товаров.
Что касается последствий ДТП, они также не были вызваны обстоятельствами непреодолимой силы. Происшествие случилось по вине водителя, нарушившего ПДД, поэтому относить стоимость утраченных при этом товаров к потерям от стихийных бедствий, аварий и других ЧС непозволительно.
Судьи также отметили, что перечисленные издержки могут быть отнесены к внереализационным расходам в случае их признания ответственным за убытки лицом или по решению суда о взыскании таких убытков.