Бизнес-леди управляла собственным крестьянско-фермерским хозяйством в статусе ИП более 3 лет, после чего перестала быть предпринимателем. В дальнейшем, по ее заявлению, она вела исключительно личное подсобное хозяйство.
Спустя почти три года после утраты налогоплательщицей статуса предпринимателя в отношении нее назначили выездную проверку. Причем проверяли периоды как до прекращения регистрации в качестве ИП, так и после.
По итогам мероприятий налоговики выявили недоимку и назначили штраф, а также обратились в суд за взысканием начисленных сумм. Бизнес-леди в рамках того же разбирательства потребовала отменить решение ИФНС, поскольку инспекторы, по ее мнению, действовали неправомерно. Женщину возмутило, что ее проверяли одновременно и как ИП, и как физлицо.
Суд встал на сторону проверяющих и отклонил доводы бывшей ИП со ссылкой на разъяснения КС РФ из Определения от 25.01.2007 № 95-О-О. Высшая судебная инстанция указала, что налоговым проверкам и санкциям по их итогам подвергаются как организации, так и физлица вне зависимости от получения или утраты ими спецстатусов, занятия какой-либо определенной деятельностью или применения спецрежимов. Цель таких мероприятий – обеспечить исполнение налоговых обязанностей, прекращение которых в случае с физлицами наступает только после смерти либо признания налогоплательщика умершим.
Судьи по делу также отметили, что предпринимательница не имела реальных экономических оснований прекращать свой статус ИП, но сделала это в стремлении избежать контроля со стороны госорганов. В этих обстоятельствах формальное закрытие бизнеса не освобождает от уплаты налогов в связи с деятельностью, которая фактически осуществлялась и в дальнейшем.