Районная администрация включила в должностную инструкцию ведущего специалиста одного из отделов выполнение обязанностей обычного специалиста, если таковой отсутствует. Исполнителя ознакомили с документом под подпись.
Работница стала возражать против новых обязанностей в силу недостаточности времени на их совмещение с основной работой, однако на руководство доводы не подействовали, а за нерасторопность последовало наказание – женщине объявили замечание.
И дисциплинарное взыскание, и изменение должностной инструкции сотрудница обжаловала в суде.
Фемида сочла возмущения работницы оправданными. Судьи указали, что согласно письму Роструда от 30.11.2009 № 3520-6-1 трудовая функция сотрудника определяется наименованием его должности в штатном расписании и соответствующей должностной инструкцией. В соответствии с письмом Роструда от 30.10.2007 № 4412-6 изменение трудовой функции в инструкции производится после получения согласия сотрудника продолжить трудовые отношения в измененных условиях.
Кроме того, статья 60.2 ТК РФ определяет, что увеличивать объемы работы персонала в течение установленного по продолжительности рабочего дня можно лишь с письменного согласия и с обязательным назначением дополнительного вознаграждения. Срок, на который стороны договариваются расширить обязанности специалиста, их конкретный вид и перечень также должны быть зафиксированы. О необходимости оплачивать работу, выполняемую коллегами вместо отсутствующего работника без освобождения от собственной, говорят также положения ст. 151 ТК РФ.
Исходя из указанных норм, судьи пришли к выводу о незаконности внесения спорного пункта в должностную инструкцию специалиста, а также о противоправности назначенного ей дисциплинарного взыскания. Работодателя обязали выплатить заявительнице вознаграждение в размере 2 тыс. рублей за временное и вынужденное выполнение двух трудовых функций. В такую же сумму арбитры оценили моральные переживания сотрудницы по поводу незаслуженно объявленного замечания.