Специалист по тендерам перетянула клиентов своего работодателя, продолжая обслуживать их с применением служебного ПО. Выручку за указанные услуги работница присвоила.
Вскрывший обман работодатель обратился в суд с требованием взыскать с сотрудницы зарплату за рабочее время, потраченное на личное обогащение, компенсацию расходов на звонки со служебного телефона, а также средства, прошедшие мимо кассы, — солидарно с нее и переманенных ею клиентов.
Суды, вплоть до высшей судебной инстанции, взыскали со специалиста все заявленные истцом требования без привлечения денег бывших контрагентов фирмы.
Однако ВС РФ отправил спор на новое рассмотрение, указав, что судьи неправомерно завысили ответственность сотрудницы по отношению к предусмотренной нормами ТК РФ.
Согласно кодексу возмещению за счет работника подлежит только прямой действительный ущерб, то есть реальное уменьшение имущества работодателя. Суммы недополученного дохода взыскать с сотрудника нельзя.
Кроме того, в соответствии с ТК РФ и излишне выплаченную зарплату нельзя заставить вернуть работодателю, за редким исключением. По мнению ВС РФ, нижестоящие инстанции неправомерно посягнули на средства специалиста, полученные им в рамках трудовых отношений.
Возникли вопросы и в отношении компенсации расходов на услуги связи. Сотрудница указала, что ее тариф предусматривал фиксированную ежемесячную плату, не зависящую от количества звонков по номерам тех или иных абонентов, что судами проверено не было.