Потребитель заказал у ИП комплект мебели, оплатил 70 процентов ее стоимости, однако покупку получил с задержкой и дефектами. Претензию поставщик проигнорировал, и стороны оказались в суде: покупатель потребовал уменьшить цену на товар, устранить его недостатки, выплатить неустойку, штраф, моральную компенсацию, возместить судебные расходы, а предприниматель – оплатить покупку полностью.
Экспертиза показала, что мебель для использования непригодна, устранить дефекты без замены товара невозможно. Арбитры удовлетворили все прочие требования потребителя, включая неустойку за проволочки с ремонтом, хотя и признали, что проводить его в сложившейся ситуации нецелесообразно.
Спор дошел до высшей судебной инстанции, где принятое по делу решение отменили.
ВС РФ указал, что в соответствии с законом о защите прав потребителей при обнаружении у товара неоговоренных заранее недостатков покупатель по своему выбору может претендовать:
- на его замену на такой же или аналогичный товар;
- на соразмерное уменьшение стоимости покупки;
- на немедленное и бесплатное устранение его недостатков или компенсацию расходов на их исправление;
- на отказ от исполнения договора и возврат уплаченных денег при сдаче товара.
При этом потребитель вправе выбрать только один из перечисленных вариантов. В противном случае ответственность продавца за одно нарушение обязательств будет многократной, что противоречит принципам законодательства.
Нижестоящие инстанции вменили продавцу санкции за отказ от ремонта, а также обязали сделать скидку в размере 30 процентов стоимости товара. Почему цена мебели была уменьшена именно в такой пропорции и зачем в таком случае продавцу выплачивать неустойку, в судебном решении не сказано.
Кроме того, ВС РФ отметил, что гарантии прав потребителей, такие как ремонт неисправного товара, не могут быть признаны нецелесообразными. Учитывая, что это законное требование обманутого покупателя, суд не вправе отказывать ему.
С учетом всех допущенных судами нарушений спор отправлен на новое рассмотрение.