Суд оштрафовал компанию спустя три месяца после того, как Роскомнадзор зафиксировал факты правонарушений, то есть по истечении общего срока привлечения к ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. На этом основании фирма попыталась обжаловать решение, однако вышестоящие суды никаких процессуальных нарушений не обнаружили.
Арбитры решили, что к организации применим увеличенный до года срок привлечения к ответу как по делам о защите прав потребителей, так как проступок фирмы – несвоевременная доставка почтовых отправлений — хотя и квалифицирован как нарушение требований почтовой лицензии, но затронул и права клиентов.
Такой подход компания отправилась оспаривать в КС РФ. По мнению фирмы, госорган трактовал нормы КоАП произвольно: продлевая срок, он исходил не из сути правонарушения, а из характера деятельности нарушителя.
Высшая судебная инстанция отметила справедливость претензий компании: срок вынесения решения по потребительским спорам увеличен, в том числе с учетом процессуальных проволочек при рассмотрении дела по жалобе физлица на продавца или исполнителя по месту его жительства. Роскомнадзор, передавая документы в суд в порядке межведомственного взаимодействия, вполне мог уложиться в установленные для общего случая три месяца.
Если поступок фирмы негативно отразился и на интересах потребителей, суд может привлечь ее по специально предусмотренному составу – продажа некачественного товара, оказание услуги с нарушением законодательства. В этом случае, когда с соответствующим заявлением обратятся пострадавшие клиенты компании, для привлечения фирмы к ответственности будет действовать специальный срок.
Решения по делу заявителя КС РФ постановил пересмотреть.