Мосгортранс потребовал взыскать с уволенного сотрудника 160 тыс. рублей, потраченных на его обучение.
Он поступил на курсы водителей трамвая, подписав ученический договор. Через 8 месяцев их окончил и подписал трудовой договор.
В ученическом соглашении говорилось, что сотрудник обязан отработать обучение в течение двух лет. Если он уволится до окончания этого срока или будет уволен организацией без уважительных причин, то обязан вернуть все деньги, потраченные компанией на его обучение: 127 тыс. рублей плюс 33 тыс. рублей – стипендию за время обучения.
Спустя 1 год и 9 месяцев он был уволен за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим предприятие потребовало вернуть указанные средства.
Суд первой инстанции полностью удовлетворил иск, решив, что подписанный сторонами договор не допускает в этом вопросе двух толкований.
Мосгорсуд не согласился.
Договор договором, но существует Трудовой кодекс РФ.
В статье 249 сказано, что работник должен возместить затраты работодателя на свое обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Предприятие парировало, что далее там через запятую написано: «если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении», а в данном случае ученическим договором предусмотрено как раз иное – 100-процентное возмещение вне зависимости от количества отработанного времени до истечения двух лет.
Но суд отверг этот довод, указав на то, что в силу ст. 9, 232 того же кодекса трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством.
Таким образом, ученический договор не может содержать худшие условия, а раз содержит, то они неприменимы.
Следовательно, поскольку сотрудник отработал 622 дня из 730, то остался должен компании за обучение только 24 тыс. рублей.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Московского городского суда от 30.11.2018 № 33-52558/2018
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»