Общество подало в налоговую декларацию по НДС за I квартал, подписанную электронной подписью представителя по доверенности. Декларация за II квартал, также в электронном виде, была подписана уже самим директором фирмы. Информация как о доверенности, так и о директоре у налоговиков была, однако принимать декларации они отказались, указав как причину «отсутствие идентификации шаблона документа».
Фирма подала жалобу на это решение чиновников, однако ее оставили без удовлетворения, и компания обратилась в суд. Суды первых двух инстанций встали на сторону налоговиков. По мнению судей, первую декларацию чиновники не приняли из-за того, что информация о доверенности была указана неправильно. По второму эпизоду суды пришли к выводу, что руководитель фирмы не собиралась заниматься хозяйственной деятельностью, а у самой компании налицо все признаки транзитной организации. Таким образом, посчитали суды, спорные декларации фактически не являлись подписанными и не подтверждали, что плательщик действительно совершал указанные в них действия. Таким образом, арбитры признали действия налоговиков соответствующими регламенту и законными.
Однако кассационная инстанция заняла другую позицию.
В пункте 28 Административного регламента, на который ссылалась инспекция, отказываясь принимать первую декларацию, приведен исчерпывающий список оснований, на которых в приеме отчетности налоговики могут отказать, но в нем нет такого основания, как «отсутствие идентификации шаблона документа». Налоговики нарушили регламент, не сообщив о конкретных ошибках и причинах отказа.
Далее доверенность, на основании которой декларацию за I квартал подписывал не учредитель фирмы, аннулировать не было причин . Значит, подписать декларацию своей ЭЦП доверенное лицо все же имело право, а отказ налоговиков принять декларацию неправомерен.
Что касается декларации за II квартал, то кассационная инстанция указала на то, что сведения о руководителе общества подтверждены сведениями из ЕГРЮЛ, а обстоятельства, которые могут негативно охарактеризовать плательщика, согласно НК РФ не должны влиять на принятие отчетности налоговыми органами.
Так как чиновники не привели доказательств того, что поданные декларации и подписи не соответствуют установленному формату, то кассационная инстанция пришла к выводу, что оснований для отказа в принятии деклараций у налоговиков не было, и постановила признать незаконными действия инспекции и обязать фискалов устранить нарушения прав налогоплательщиков.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.10.2018 № Ф03-3050/2018
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"