ПФР начислил предприятию страховые взносы по дополнительному тарифу (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).
Организация не согласилась. Дело в том, что фонд сослался на сотрудников, работающих в тяжелых условиях. Однако они были заняты на этих видах работ не целый день, а всего половину, и оформлены там на полставки.
При этом из законов № 173-ФЗ и 212-ФЗ, а также постановлений Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10 и Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 следует, что сотрудники, которые трудятся на тяжелых работах менее 80 процентов времени, права на досрочную пенсию не имеют. Соответственно, предприятие не должно уплачивать взносы по доптарифам с зарплат таким сотрудникам.
Суды трех инстанций согласились с организацией и отменили решение фонда.
Однако ВС РФ встал на сторону ПФР, приведя в его поддержку два аргумента.
1. Если обратиться к буквальному содержанию ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, то очевидно, что единственным условием, при котором отчисления в ПФР предприятию следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на вышеобозначенных видах работ. О режиме этой занятости – полная она или частичная – в данной норме ничего не говорится.
В других нормах этого же закона также не содержится никаких оговорок о неуплате допвзносов с выплат тем работникам, которые трудятся в особых условиях менее 80 процентов рабочего времени.
2. Уплатой страховых взносов по доптарифу в действительности обеспечивается не только пенсия именно тех работников, от зарплат которых они рассчитываются, но и пенсии иных сотрудников, получающих право на них досрочно.
Иными словами, в законодательстве (законы № 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ) в отношении этого вопроса заложен принцип социальной солидарности поколений.
Поэтому произведенные фондом доначисления законны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»