Собственник автомобиля оформил ОСАГО, указав в качестве водителей двух граждан, но не себя.
По вине собственника произошло ДТП, в результате которого были повреждены две машины.
Страховая компания оплатила им ущерб в общей сумме 115 тыс. рублей (76 тыс. рублей плюс 39 тыс. рублей).
Поскольку собственник не был включен в полис, страховщики предъявили ему регрессное требование об оплате указанной суммы. Основание: ст. 14 Закона об ОСАГО от 25.04.2002 № 40-ФЗ. В ней сказано, что страховщик имеет право предъявить регрессное требование к гражданину, который причинил ущерб, в размере произведенной страховой выплаты, если это лицо не указано в полисе.
Владелец отказался платить добровольно, и компания подала в суд.
Суды двух первых инстанций встали на сторону собственника и решили, что он, если имеет водительское удостоверение, по умолчанию имеет право управлять своей машиной, вне зависимости от того, указан он в качестве водителя в договоре ОСАГО или нет. Поэтому страховая компания не имеет права взыскивать с него страховое возмещение.
Однако ВС РФ счел эту позицию неверной.
Из положений ст. 15 и 16 названного закона прямо вытекает, что владельцы машин вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного числа водителей. Следовательно, указание этих водителей в полисе обязательно вне зависимости от того, является ли тот или иной собственником автомобиля либо только управляет им.
Кроме того, характеристика водителей (возраст, водительский стаж и так далее) прямо влияет на определение уровня страхового риска и определение страхового тарифа, что важно для страховой компании. Поэтому указание конкретного лица в качестве водителя является существенным условием договора страхования.
С учетом изложенного в данном случае имеются основания для удовлетворения иска страховой компании.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 17.07.2018 № 69-КГ18-9
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»